Маркировка пивных и слабоалкогольных напитков
В России с 2023 года введена система маркировки для пива и напитков с низким содержанием алкоголя. Теперь производители обязаны проставлять специальный код на упаковке, а продавцы должны фиксировать данные о продаже в информационной системе «Честный ЗНАК». Контроль за перемещением товаров по-прежнему осуществляется через ЕГАИС. Наряду с этим, необходимость ведения актов списания и деклараций сохраняется.
Поделиться
Нормативная база для маркировки пивных и слабоалкогольных изделий была закреплена Постановлением от 30 ноября 2022 года № 2173, выпущенным Правительством Российской Федерации. Более подробно о нововведениях в маркировке данной категории товаров и о методах подготовки к изменениям вы можете узнать из представленного материала.
Товары подлежащие обязательной маркировке
- Малоалкогольные напитки, такие как пиво солодовое и различные пивные напитки, производимые на его основе.
- Сидр и грушевый сидр.
- Разнообразные броженые напитки, включая игристые и неигристые, содержащие не более 7% алкоголя по объему, среди которых есть и медовуха.
Сроки внедрения маркировки пива и слабоалкогольных напитков
- С 1 апреля 2023 года — маркировка пива и слабоалкогольных напитков в кегах.
- С 1 октября 2023 — маркировка пива и слабоалкогольных напитков в ПЭТ и стеклянной таре.
- С 15 января 2024 года — маркировка пива и слабоалкогольных напитков, разлитых в алюминиевые банки.
Розница через кассу передает сведения в систему «Честный ЗНАК» и налоговую о выбытии из оборота пива и слабоалкогольных напитков:
- с 15 января 2024 года — при продаже в розлив из кегов. Необходимо отправлять данные о постановке и снятии кега с разливного крана. В кассовом чеке указывается объем проданного из кега пива;
- с 1 июня 2024 года — при продаже в упаковках ПЭТ, стеклянных бутылках и алюминиевых банках. В чеке указывается код маркировки.
Куда наносить маркировку
Маркировочный код в форме DataMatrix штрихкода применяется на:
- упаковку потребительскую или профессиональную, включая вторичные виды;
- крышку-пломбу;
- термоусадочный колпачок для спец. упаковки;
- этикетку;
- наклейку.
Как организовать маркировку товаров производителям и импортерам
Производителям и импортерам необходимо обеспечить следующие процессы маркировки:
- Описание товаров в каталоге «Честного ЗНАКа». Участник оборота регистрируется в ассоциации ГС1 РУС (если еще не зарегистрирован) и в каталоге «Честного ЗНАКа» создает карточку товара (описание номенклатурной единицы).
- Заказ кодов маркировки. Производитель или импортер заказывает для указанного в карточке товара коды маркировки в станции управления заказами (СУЗ, раздел «Честного ЗНАКа»). В СУЗ можно заходить как через личный кабинет «Честного ЗНАКа», так и через сторонние приложения по API.
- Печать и нанесение кодов маркировки на упаковку товара. Есть два пути — сделать код маркировки частью этикетки (вписать ее в дизайн) или наклеивать отдельные этикетки со штрихкодами на уже готовую продукцию.
- Отчет о нанесении и ввод в оборот кода маркировки. После нанесения кода маркировки необходимо отсканировать и отправить в «Честный ЗНАК» отчет о нанесении. Ввод в оборот происходит автоматически.
- Отгрузка товара оптовой организации. Оформляется через ЕГАИС.
Необходимо следующее оборудование и программное обеспечение:
- Программное обеспечение для малого и среднего бизнеса.
- Принтер этикеток, который будет использоваться для распечатывания маркировочных кодов на этикетках, полученных из системы учета.
- Для проверки напечатанных маркировочных кодов до их размещения на продукции, а также для считывания кодов с товара перед его запуском в продажу необходим 2D-сканер штрих-кодов или терминал сбора данных.
Маркировка товаров для оптовых компаний
Все операции с алкогольной продукцией должны быть внесены в ЕГАИС. Для этого оптовикам, работающим с алкоголем, необходимо интегрировать свои информационные системы с данной государственной системой. Следующий ключевой этап — это наладка точного учета алкогольных товаров через автоматизацию. В этом поможет использование терминал для сбора данных.
ТСД обеспечивает мобильность персонала склада, магазина или предприятия и дает возможность выполнять необходимые операции, такие как учет товаров. Терминалы для сбора информации с установленным специализированным программным обеспечением предоставляют возможность:
- сократить число ошибок, связанных с человеческими промахами, в процессах учёта запасов, их перемещения и прочих операциях на складе;
- осуществлять приёмку и отгрузку продукции с маркировкой в любой точке складского помещения;
- быстро подготавливать грузы к отправке и выполнять другие задачи.
Маркировка товаров для розничных магазинов
Розничным магазинам и предприятиям общественного питания в маркировке помогут:
- Онлайн-касcы, способные обрабатывать данные о маркированных продуктах и совместимые с форматом фискальных данных ФФД 1.2.
- Обновленное программное обеспечение для касс, которое поддерживает работу с маркированными алкогольными напитками.
- Дополнительное соглашение с оператором фискальных данных (ОФД) для передачи информации о списании товаров со специальными знаками отслеживания в систему учета маркировок.
- Также потребуется ПО, интегрируемое с ЕГАИС
- Фискальный регистратор;
- Кассовая программа Frontol 6 с модулем Alco Unit для взаимодействия с ЕГАИС;
- Сканер штрихкодов.