ФГИС «Меркурий» - что это такое?
Государственная система «Меркурий» — важнейший компонент, знание которого необходимо руководителю любого магазина или предприятия общественного питания при работе с продуктами животного происхождения, такими как молоко и мясо.
Поделиться
Согласно Федеральному закону № 243-ФЗ от 13 июля 2015 г., вся продукция животного происхождения должна быть зарегистрирована в Федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Меркурий» на каждом этапе торговли.
Производитель, продавец и покупатель животноводческой продукции хорошо осведомлены обо всех деталях, связанных с товаром, который к ним поступает. В том числе о том, на какой свиноферме выращен поросенок, кто готовил из него фарш, кто хранил и перевозил, на какой машине он был превращен в котлеты, кто это делал и как эти котлеты подавались в кафе. Доступ к этим данным может получить и Россельхознадзор.
Это возможно благодаря электронным ветеринарным сопроводительным документам (ВСД), которые фиксируют действия с продукцией животного происхождения в Федеральной государственной информационной системе «Меркурий». Каждый ВДС имеет свой уникальный универсальный идентификатор (UUID), позволяющий идентифицировать участников оборота продукции и отслеживать, когда и где происходили операции.
Для кого создан Меркурий и как это работает
С 2018 года Минсельхоз России обязал все стороны, участвующие в передаче подконтрольной продукции, сотрудничать с компанией «Меркурий». К ним относятся производители, импортеры, перевозчики, розничные продавцы и предприятия общественного питания, такие как мясокомбинаты, птицефабрики, пчеловодческие и молочные заводы, а также логистические центры, торговые точки и даже закусочные, расположенные в торговых и офисных центрах.
Приказом № 648 (ранее измененным приказом № 193) определен перечень товаров, подлежащих регулированию: мясная и рыбная продукция; яйца; товары на основе молока — йогурт, творог, масло, мороженое; мед, прополис, воск; супы и бульоны с ингредиентами; макаронные изделия с рыбной или мясной начинкой; корма для животных; смеси для кормления скота; удобрения животного и растительного происхождения и др.
Контроль за производством и поставками
«Меркурий» помогает Россельхознадзору отслеживать движение товаров от одного участника к другому. «Меркурий» ФГИС создавался с целью обеспечения прозрачного, четкого контроля за производством и цепочкой поставок. Это выгодно всем заинтересованным сторонам — и розничным продавцам, и предприятиям общественного питания, и конечным потребителям, и даже контролирующим органам.
Использование электронной базы данных и автоматизированного обмена документами в режиме онлайн более экономично и менее трудоемко, чем использование бумажных сертификатов. При этом не требуется физического контакта с сотрудниками ветеринарных организаций, что исключает многочисленные возможные коррупционные схемы. Например, торговое предприятие может использовать «Меркурий» вместе с товарным учетом в одной системе. Сотрудник пробивает чек VDS, программа автоматически преобразует его в товарную накладную и заносит товар на баланс магазина. Этот процесс занимает не несколько часов, а всего несколько минут. Владелец магазина может быстро увидеть, сколько товара имеется в наличии, что позволяет ему легко определить, когда необходимо сделать следующий заказ и в каком количестве. Кроме того, система автоматически регистрирует поступление и выбытие товара, что помогает в управлении запасами: легче выявить расхождения или излишние запасы.
Зачем Россельхознадзору нужен Меркурий?
Целью ФГИС «Меркурий» является обеспечение прослеживаемости и надзора за ветеринарной продукцией в отрасли. Она также служит для повышения уровня безопасности и качества продукции и снижения уровня фальсификации. Кроме того, она помогает контролировать фискальные платежи и финансовые потоки в экономике страны. Система регулирует передачу ветеринарных сопроводительных документов (ВСД). Если раньше счета-фактуры ВСД оформлялись исключительно на бумажном носителе с бланком, то теперь весь документооборот переводится в электронную форму, получившую название Электронный ВСД — электронный ветеринарный сопроводительный документ.
Внедрение системы Электронный ВСД позволило упростить учет товаров на протяжении всего их жизненного цикла. Вместо того чтобы вручную формировать и вести множество документов вся эта информация теперь хранится в одной единой информационной базе. Это сокращает объем бумажной работы и позволяет с легкостью отслеживать путь товара в Интернете.