Что такое ЕГАИС
Для работников общественного питания и розничной торговли подача алкогольной декларации в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка должна осуществляться ежеквартально. Это делается через ЕГАИС — единую государственную автоматизированную информационную систему, в которой также фиксируются данные о ежедневных продажах спиртосодержащей продукции.
Поделиться
ЕГАИС была создана для контроля и защиты граждан от некачественной или контрафактной продукции, что позволило исключить недобросовестных продавцов, которые ранее могли подменять оригинальные бутылки.
Данные о товаре в системе ЕГАИС
Сначала системой с 2006 года пользовались только производители-импортеры алкоголя. Сейчас в ЕГАИС обязаны работать также продавцы крепкого спиртного и пива — оптовики, розница и общепит. На каждой бутылке присутствует двухмерный штрих-код, который содержит такие сведения:
- наименование алкогольной продукции
- информация о ее производителе,
- данные о лицензии,
- дата розлива и другие уникальные характеристики.
Владелец магазина, получая алкоголь от поставщиков, должен обработать накладные через ЕГАИС — либо принять, либо отклонить, либо выдать акт расхождения. Для использования этой системы в розничной торговой точке необходим компьютер, оснащенный универсальным транспортным модулем (УТМ), подключенный к Интернету, а также криптоключ JaCarta SE или ЭЦП Рутокен с квалифицированной подписью. Приемка должна осуществляться в товароучетной системе магазина, которая может взаимодействовать с ЕГАИС, или с помощью отдельной программы для взаимодействия с ней.
Зачем нужен QR-код в чеке с алкоголем
Кассир, когда продает алкоголь, считывает 2D-сканером код Data Matrix на бутылке. Кассовая программа магазина должна соответствовать требованиям ЕГАИС и передавать считанный код на сервер ФСРАР через Интернет для автоматической проверки через УТМ. После проверки для этого чека генерируется уникальный QR-код, который выдается покупателю вместе с алкоголем. Даже если покупается несколько бутылок, на чеке будет напечатан один общий QR-код. При желании покупатель может проверить подлинность своей покупки, отсканировав его с чека с помощью смартфона. В базе данных ЕГАИС будет доступна вся информация об этих бутылках: наименование, ИНН и адрес продавца; дата, время и номер продажи на чеке; серия и номер акцизной марки; наименование продукции; объем; крепость и сведения о производителе.
С 1 января 2018 года в системе работают все участники алкогольного рынка РФ. Все, кто производит, продает или закупает для продажи алкоголь — крепкий и некрепкий.
Исключение сделано для тех, кто включает спирт в состав пищевой продукции; они не обязаны регистрироваться в Едином государственном реестре алкогольной продукции. В качестве примера можно привести пекарей и кондитеров, использующих спирт для приготовления десертов, а также производителей кваса или кисломолочных продуктов (за исключением творога). Эти продукты могут содержать небольшой процент этилового спирта, но не считаются алкогольной продукцией. Тем не менее, фирмы, подпадающие под данное исключение, все равно должны отчитываться перед Росалкогольрегулированием об объеме закупленной для использования в качестве сырья алкогольной продукции.
Что такое регистры ЕГАИС
Информация, хранящаяся в регистрах, включает в себя данные о количестве алкоголя на счетах фирмы, а также сведения о марках. Кроме того, в этих регистрах содержатся идентификаторы документов, связанных с производством и транспортировкой товаров.
- Регистр № 1 — это, по сути, виртуальное хранилище, куда поступает и где регистрируется весь спирт. Эти данные учитываются не поштучно, а по партиям в соответствии с накладными. Возвраты, списания и перемещения осуществляются из этого регистра по наименованиям, алкокодам, партиям и производителям. Кроме того, в этом реестре содержатся коды для регистрационных свидетельств в ЕГАИС — они бывают двух видов: А (высылается производителем с информацией об объеме, наименовании, дате розлива) и Б (создается каждый раз, когда продукт отправляется другому лицу). ЕГАИС генерирует их автоматически с информацией о партии, отправляемой физическому или юридическому лицу.
- Регистр № 2 — это виртуальный торговый зал, состоящий из алкоголя без акцизной этикетки. В этом регистре фиксируется количество товара, которое добавляется в остаток для продажи, а затем списывается при продаже. Учет ведется с использованием алкокодов, без разделения на партии А и Б.
- Регистр № 3 — это хранилище кодов акцизных и федеральных специальных марок, оно появилось при внедрении помарочного учета Количество алкогольной продукции здесь не отражается, коды марок удаляются с регистра, как только продукция списывается с баланса.
Маркированный алкоголь не перемещается на второй регистр, а остается на первом до продажи. После продажи количественно алкоголь списывается с первого регистра, а помарочно — с третьего.